На вершине
В галерею Альфреда Сислея>>  
     
Мультфильмы
Природа
Предметы
Первоисточники
Слоганы
Абстрактные
Графика-бу
Графика-му
Графика-кря
Графика-хря
Неподвижные
Движущиеся
Открытки
Ирак
Эскизы
Комментарии
Фольклор

Альфред Сислей (1839-1899)

Альфред Сислей родился 30 октября 1839 года в Париже в семье английского коммерсанта. Первая поездка в Англию, которую он всегда воспринимал как "заграницу", состоялась в возрасте 18 лет. Родители отправили его туда изучать коммерцию. В Лондоне внимание Альфреда привлекли пейзажи английских художников Констебля, Бонингтона и Тернера.

В 1861 году по возвращении в Париж Сислей поступил в мастерскую художника Г. Глейра, художника академического направления в искусстве. Пожалуй, главный итог пребывания в мастерской - знакомство с К. Моне, О. Ренуаром и Ф. Базилем. Покинув в 1863 году вместе с друзьями мастерскую, Сислей начал писать с натуры.

Наиболее плодотворный творческий период пришелся на начало семидесятых годов, когда он поселился с семьей под Парижем. Простые по мотивам пейзажи посвящены в основном окрестностям Парижа, природе Иль-де-Франса. Легкая нежность светлых красок прекрасно передает мягкую дымку и холодную солнечность зимних и ранних весенних дней этих мест. Таковы очаровательная "Маленькая площадь в Аржантее" (1872), "Мороз в Лувесьенне" (1873), "Лодка во время наводнения" (1876), "Городок Вильнев-ла-Гаренн".

В 1872 году Сислей чаще всего работал в пригороде Парижа Аржантее на Сене. Так появляется картина "Деревня на берегу Сены". Темная оправа деревьев и листвы, избранная художником для пейзажа, не просто должна порождать ощущение глубины. Благодаря ей пленительнее лучится ласковый солнечный свет, в котором купается противоположный берег.

Группой друзей и единомышленников, в которую входил и Сислей, было создано "Анонимное общество художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр.", устроившее в 1874 году свою первую выставку в помещении ателье фотографа Надара. Вскоре эта группа молодых художников стала известна под именем "импрессионисты".

На выставке 1874 года было представлено пять пейзажей Сислея. Сегодня, стоя перед ними, трудно представить, что они могут вызывать у кого-то возмущение. Но в то время рецензии, появившиеся в печати в связи с выставкой импрессионистов, были не просто недоброжелательными, но враждебными и даже оскорбительными. Официальная критика негодовала. На эти картины показывали пальцами, над ними смеялись.

Таким же веселым развлечением для буржуазной публики стала и распродажа картин, которую устроил Сислей вместе с Монэ, Ренуаром и Бертой Моризо. Во время распродажи публика так бушевала, что для наведения порядка пришлось прибегнуть к помощи полиции. Отрицательное или безразличное отношение публики влияло и на материальное положение художника. Никто не хотел покупать его картин. На распродажах они продавались по фантастически низким ценам. Сислей редко получал за свой пейзаж больше 100 франков. Попытки найти покупателей заграницей тоже не увенчались успехом. Рассказывая в письме Клоду Монэ о том, что продажа картин не идет на лад ни в Лондоне, ни в Париже, Писсарро говорил в том же 1883 году: "Что касается выставки Сислея, то еще хуже, ничего, совсем ничего..."

Сислей зарабатывал деньги для своей семьи только продажей картин. "Нужно добиться, чтобы я имел возможность работать и в особенности показывать свои картины в достойных условиях". И он боролся, не теряя веры в успех.

В этот тяжелый для художника период он пишет пейзаж "Берег Сены в Сен-Мамме" (1881). Мотив его прост - песок, вода, небо и солнце. Главное здесь, как и во многих полотнах импрессионистов, - мягкий теплый солнечный свет.

Н.Н. Калитина пишет: "Нигде, пожалуй, поэтичность дарования Сислея не проявлялась так ясно, как в зимних пейзажах. Именно зима нашла в Сислее своего певца. Для художника краски земли не исчезали совсем, а лишь приобретали особую нежность, подернутые снежным покровом: голубели дали, чуть желтели под хлопьями снега дороги, прикрытые белыми шапками дома робко выглядывали из-за темных деревьев. В галерее Филлипс в Вашингтоне находится пейзаж "Снег в Лувесьенне" (1874). Рыхлую, тающую белизну снега оттеняют неяркие розовые и серые стены домов и заборов. Этот же мотив художник использует позднее в луврском пейзаже, носящем такое же название (1878). Движение мазка таково, что зритель прекрасно чувствует, как по-разному ложится снег на извилистые ветви деревьев, на покатые крыши домов, как лепится он к каменному и деревянному заборам, как, наконец, падает на дорогу. Одинокая фигура женщины вдали вызывает ощущение тихой, светлой, чем-то даже приятной грусти".

С 1884 года художник продолжительное время живет в Англии. "80-е годы были и для Сислея сложным временем, - отмечает Н.Н. Калитина. - В его творчестве не происходит резких изменений, но он начинает метаться, старается добиться большей выразительности, усиливая звучание цвета и размашистость мазка. Это чувствуется в пейзаже "Опушка леса в Фонтенбло" (1885). Соответствовала ли такая манера письма, такая повышенная интенсивность цвета дарованию Сислея? Вряд ли. Художник теряет ту безыскусственность построения, тонкость в передаче света, которые составляли самую сильную сторону его творчества. Иногда он еще создает пейзажи, воспринимаемые друзьями как радостные вестники нового возрождения. Возрождения не наступило. Сказалась здесь и усталость от борьбы, и болезнь, и чувство обиды, что, в отличие от Моне, Ренуара, даже Писсарро, он один остался непризнанным".

Умение целиком отдаться творчеству всегда было самой большой радостью для Сислея. Ренуар, который в юности часто писал рядом с ним, отмечал его "неизменно хорошее настроение" во время работы. Но с годами художник становился все более мрачным, замкнутым и нелюдимым.

Сислей умер в страшной нужде 29 января 1899 года в маленьком старинном городке Море-сюр-Луэн, близ Фонтенбло. Проститься с ним из старых друзей приехал только Клод Монэ. Сислей так и не дождался успеха, который пришел через несколько лет после его смерти .
 
© 2003-2020 Иван Шевченко