На вершине
В галерею Поля Сезанна>>  
     
Мультфильмы
Природа
Предметы
Первоисточники
Слоганы
Абстрактные
Графика-бу
Графика-му
Графика-кря
Графика-хря
Неподвижные
Движущиеся
Открытки
Ирак
Эскизы
Комментарии
Фольклор

Поль Сезанн (1839-1906)

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в маленьком провинциальном городке Экс-ан-Прованс. Его отец был владельцем шляпного магазина. Он женился на матери Поля, Анне-Элизабет, когда мальчику уже исполнилось пять лет.

Поль учился в одной школе с писателем Эмилем Золя, который на всю жизнь останется его самым близким другом. Мальчиков сближала любовь к литературе. В 1852 году Поль стал пансионером "Коллежа Бурбон". Здесь он пребывал до 1858 года, последние два года, до 1858 года, был приходящим учеником. В том же году Поль начинает учиться в Муниципальной школе рисования. При поддержке матери и младшей сестры Мари он получает от отца разрешение посвятить себя живописи и в 1861 году отправляется в Париж.

Некоторое время он учится в академии Сюиса, но уже в сентябре возвращается в Экс. Поль устраивается служащим в отцовском банке и снова посещает рисовальную школу. Через несколько месяцев он уезжает в Париж, где проваливается на вступительном экзамене в Школу изящных искусств. Вскоре Поль вновь возвращается в столицу, снимает мастерскую. Отныне жизнь художника связана с двумя городами - Парижем и Эксом.

Париж поразил Сезанна своими музеями. Художник называл Лувр "книгой, по которой мы учимся читать", особенно выделял он испанских и венецианских живописцев. Бывая в столице, Поль сближается с Писсарро, Моне, Сислеем, Ренуаром, Мане. Как и его новые друзья, будущие импрессионисты, Поль охотно проводит время в пригородах столицы. Он много работает в окрестностях Экса - в Эстаке, в Гарданне, в имении отца Жа-де-Буффан. Со временем поездки в Париж становятся все более редкими.

Уже в ранних произведениях Сезанн ищет способы передачи материальной сущности вещей. Его привлекает Домье остротой формы, динамикой, смелыми контрастами темных и светлых цветовых пятен. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: "Убийство", "Натюрморт с черепом и подсвечником", "Оргия", "Человека голубом колпаке", "Дядюшка Доминик", "Девушка у пианино". Можно выделить среди этих работ большой "Портрет отца". Таким образом, Поль, наверное, хотел утвердиться в глазах отца как художник.

В 1870 году началась война с Пруссией. Отец дважды "выкупал" Поля, спасая от призыва в армию. Художник уезжает в Эстак, неподалеку от Марселя. Здесь он живет с молодой натурщицей Гортензией Фике. В 1872 году у них рождается сын Поль.

"Брак долгое время держали в секрете от отца, - рассказывает Ю.Г. Шапиро. - Лишь в 1878 году последний случайно узнал все и наказал сына, наполовину уменьшив средства, которые давал ему на жизнь. Сезанн был вынужден вернуться в Экс, временно оставив жену и маленького сына в Марселе, где их поддерживал, посылая деньги, Золя. Лишь в 1886 году художник смог официально оформить брак с Гортензией Фике. А несколько месяцев спустя, после смерти отца, он стал обладателем значительного состояния".

После сближения с импрессионистами Сезанн часто пишет картины на пленэре. Вместе с Писсарро художник работает в Понтуазе под Парижем (1872), а затем переезжает в Овер, где остается до 1874 года. В этот период Сезанн еще работает в манере импрессионистов, в живописи которых главным была динамика изображения свето-воздушной среды. Его палитра заметно посветлела, очистилась от черных тонов. В ней зазвучали насыщенные зеленые и золотистые тона. Отказавшись от построения формы с помощью контуров, Сезанн начал лепить ее цветом, от чего форма сделалась более пластичной и весомой.

В 1874 и 1877 годах Сезанн выставляется вместе с импрессионистами. На первую выставку импрессионистов художник представил три картины, в том числе "Дом повешенного" (1873). Несмотря на критику, у этой картины нашелся покупатель. Он объяснял удивленным знакомым: "У меня есть гарантия - личное письмо Клода Моне, в котором он заверяет, что картина еще станет знаменитой. Я прикрепил это письмо с задней стороны картины. Если недоброжелатели вздумают надо мной посмеяться, я сразу покажу им письмо!"

На Сезанна нападали еще яростнее, чем на других художников-импрессионистов. Он отошел от группы, постепенно уединился, стал подолгу жить в Эксе: "Я решил молча работать вплоть до того дня, когда почувствую себя способным теоретически обосновать результаты своих опытов", - писал художник.

Иллюзорная передача природы и нюансов освещения уже не удовлетворяет Сезанна. Художник стремится показать мир объективно. Он хочет передать постоянные качества природы, найти и запечатлеть на холстах тот извечный порядок и гармонию мироздания, которые он не находил в разрываемой противоречиями социальной действительности своего времени. На смену импрессионистическому "изображаю как вижу" приходит сезанновское "изображаю как есть".

Начинается самый плодотворный период Сезанна - "классической живописи". Между 1882 и 1888 годами внимание его в основном сосредотачивается на пейзаже, в котором художник стремится передать свои ощущения: "Поворот дороги" (1882), "Маленький мост" (1882-1885), "Дома в Эстаке" (1882-1885), "Вид Гарданны" (1885-1886), многочисленные изображения горы Сент-Виктуар (1885-1887), "Пейзаж с горой святой Виктории" (1885-1887), виды Марсельской бухты, "Мост через Марну в Кретёе" (1888).

После 1890 года и до конца века лучшие шедевры Сезанна - это портреты: "Курильщик" (1892), "Мальчик в красном жилете" (1890- 1895), "Пьеро и Арлекин" (1888), "Мадам Сезанн в желтом кресле" (1890-1894), "Портрет садовника Валлье" (1906).

В картине "Пьеро и Арлекин" художник использовал в качестве сюжета два персонажа итальянской комедии масок. Персонажи являют собой вечный конфликт мечтательно-бездеятельного и демонически-активного начала. Для Сезанна главным были поиски художественно-пластического решения. Напряженная, несбалансированная композиция, схематизация фигур открывают пути к появлению экспрессионизма и кубизма.

"Портрет Поля Сезанна" (1890-1894), быть может, самый человечный из всех автопортретов Сезанна. Изображение превосходно вписано в окружающее его пространство, объемно выступая из него как внезапное и мощное видение.

"Женщина с кофейником" (1890 и 1894), обращенная лицом к зрителю, предстает перед нами как монументальная башня, поражая массивностью своих форм. Положение фигуры в пространстве и трактовка окружающей обстановки создают полное единство картины. Ярко-синий цвет платья, облекающего мощное тело, контрастирует с нежным серовато-розовым цветом фона и ярко-оранжевым тоном кожи.

"Картежники" (1890-1892), пожалуй, самая выдающаяся композиция Сезанна. Он много раз изображал этот мотив с большим или меньшим числом игроков. Цветовой эффект основан на контрастах между сине-фиолетовой курткой игрока, сидящего слева, и желтой с синими тенями фигурой игрока справа и на контрасте этих тонов с красными тонами фона и тел с желтым тоном стола.

В середине девяностых годов Сезанн начинает работать над портретами, которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и оставались незавершенными - "Портрет А. Воллара" (1899), "Портрет Г. Жеффруа" (1895).

"Творческие принципы Сезанна наиболее полно раскрылись в многочисленных натюрмортах, - считает Н.Л. Мальцева. - Простые по мотивам, они всегда торжественны, передают материальность мира вещей, как бы наполненного значительным смыслом. Предметный мир в них раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия". Свои первые натюрморты "Черные часы" и "Натюрморт с оловянным чайником" Сезанн написал около 1869-1870 годов. Объекты картин Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными. Вместе с тем он умеет обратить наше внимание на красоту вещи, как это видно по его картинам "Горшок с геранью и фрукты" (1890-1894), "Натюрморт с драпировкой" (1898-1899). Одно из первых мест в длинном ряду подобных натюрмортов занимает картина "Персики и груши" (1888).

В начале XX века Сезанн создает знаменитую теорию, по которой во многом пойдет развитие авангардного искусства. В письме к своему единомышленнику, художнику Бернару, он так излагает свои взгляды: "Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь - рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов - вот весь секрет рисунка и моделировки".

Слава приходит к художнику в конце жизни. На картине "В честь Сезанна" Морис Дени изображает вокруг мастера молодых художников, которые восхищаются им: это сам Дени, Редон, Руссель, Серюзье, Вюйяр.

В 1904 году проходит большая ретроспективная выставка Сезанна в Осеннем Салоне. На следующий год там же выставлены "Большие купальщицы", над которыми художник работал семь лет. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков.

Сезанн оставался фанатиком живописи до своего последнего вздоха. В конце жизни он из-за диабета уже не мог далеко ходить пешком, но каждый день в любую погоду, невзирая на болезнь, отправлялся на этюды в повозке. 15 октября 1906 года он простудился, работая на натуре над картиной "Хижина Журдина", а 22 октября - скончался.
 
© 2003-2020 Иван Шевченко