|
Мультфильмы
Природа
Предметы
Первоисточники
Слоганы
Абстрактные
Графика-бу
Графика-му
Графика-кря
Графика-хря
Неподвижные
Движущиеся
Открытки
Ирак
Эскизы
Комментарии
Фольклор |
Огюст Ренуар (1841-1919)
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе. Он был предпоследним
из пятерых детей в семье портного Лео Ренуара и его жены Маргерит, урожденной
Мерле. В 1844 году семейство Ренуаров перебралось в Париж. В школе Огюст
заслужил репутацию "жизнерадостного, но серьезного" ребенка. Уже тогда
он обнаружил художественные способности и много рисует. Преподаватель
музыки Шарль Гуно, впоследствии ставший знаменитым композитором, считал,
что Огюст должен обучаться пению, и привлек его к воскресным выступлениям
в хоре церкви св. Евстафия.
В тринадцать лет Ренуар начал путь живописца на Севрской мануфактуре:
"Моя работа заключалась в том, что я должен был расписывать белый фон
маленькими букетиками цветов, за которые получал по пять су за дюжину.
Если предметы были больше, то и букеты увеличивались. Плата возрастала,
правда, незначительно; наш хозяин находил, что следует экономить и - конечно
же, в интересах самих "художников" - не слишком засыпать их золотом".
Вся посуда предназначалась для Востока. Мастер строго следил за тем, чтобы
каждое изделие имело клеймо Севрского завода. Когда я стал чувствовать
себя немного увереннее, то отказался от изображения букетов и начал писать
фигуры, за ту же нищенскую плату. Помню, что портрет Марии-Антуанетты
приносил мне восемь су". Свидетельством того, что его росписи нравились,
было прозвище "Рубенс", которым его наградили подмастерья. В этой мастерской
Ренуар проработал четыре года. Но ею не замыкался круг его интересов:
"Во время перерыва я бегал в Лувр рисовать с антиков".
В семнадцать лет юноша лишился заработка. Печатный декор оказался быстрее
и дешевле ручной работы. Тогда Ренуар начал расписывать веера. Затем нашел
новое место у фабриканта, промышлявшего изготовлением штор.
В 1857 году, не взяв еще ни одного урока, Ренуар написал маслом портрет
своей бабушки. С 1862 года Огюст обучается в ателье Глейра. Единственный
положительный момент краткого пребывания Ренуара в мастерской - знакомство
с Моне, Сислеем, Базилем, Писсарро и Сезанном.
В лесу Фонтенбло Огюст пишет пейзажи шпателем, техникой, заимствованной
у Курбе. Влияние Курбе чувствуется и в картине "Диана" (1863). Зимой 1863
года Ренуар работал в парижской мастерской Базиля и написал его портрет
- "Базиль перед мольбертом". Палитра Ренуара светлеет, мазок становится
подвижным и легким, он начинает работать в импрессионистской манере.
В Шайи Огюст встретил Лиз Трео, которая стала его любимой моделью. Он
пишет "Лиз с зонтиком" (1868). Тогда же был исполнен парный "Портрет четы
Сислей".
"Лиз с зонтиком" обратила на себя внимание критиков на Салоне 1868 года.
Один недостаток - она была плохо размещена. Дюранти возмущался по этому
повода: "Неужели вы думаете, что Ренуар когда-нибудь забудет нанесенное
ему оскорбление? Бедный молодой человек! Он прислал картину, которую я,
если и не назову совершенной, то во всяком случае интересной. Дама представлена
в полный рост, под зонтиком, в потоке солнечного света. Земля - мягкая,
дерево - шершавое, фигура в полутени моделирована с большим совершенством.
Во всяком случае, картина - смелый эксперимент. И хотя Лиз имела успех
и знатоки заметили ее и спорили о ней, все же устроители выставки не нашли
ничего лучшего, как запихать ее на свалку, в чулан, на самую верхотуру,
куда уже отправили большие "Корабли" Моне".
В конце шестидесятых годов Ренуар начинает работать вместе с Эдуардом
Мане. Желание писать модель на пленэре не покидало обоих художников. Оно
привело их в купальню "Гренуйер" - "Лягушатник", где было все необходимое
для создания яркой, жизнерадостной, насыщенной светом живописи - гребцы
и купальщики, единство поэзии повседневной жизни и поэтичности самой натуры.
В отличие от картин Мане, в пейзажах Ренуара всегда присутствуют человеческие
фигуры. Его краски становятся все более легкими и светлыми, манера свободнее.
В целом же его полотна представляют собой разноцветные пятна с расплывчатыми
силуэтами. На Салоне 1870 года художник выставляет "Купальщицу" и "Алжирскую
женщину", неплохо принятые критикой.
С началом войны с Германией Ренуар, получив повестку, уехал в Бордо, где
был приписан к десятому полку легкой кавалерии. Но при первой же возможности
художник возвратился в Париж. В 1871 году он пишет "Купальшицу с грифоном"
и "Одалиску, или Алжирскую женщину".
Благодаря дружбе с Дюран-Рюэлем, который приобрел многие его работы, Ренуар
смог купить большую мастерскую в Париже и с успехом выступил в Салоне
Отвергнутых в 1873 году. В следующем году он становится одним из организаторов
и участников первой выставки импрессионистов. На этой выставке в ателье
Надара было показано пять его картин - "Танцовщица", "Ложа", "Парижанка",
"Жнецы", "Голова женщина". Ренуара ругали меньше других. Ему даже удалось
продать "Ложу" за 425 франков.
"После "Ложи" Ренуар начал писать маленькими прозрачными мазками, положенными
один на другой, они создавали на полотне и в восприятии зрителя нужный
тон, - отмечает М. Готье. - Требовалась особая сноровка, чтобы в соответствии
с законами оптики и психологии на сетчатке родилось должное впечатление.
И если Ренуар не испытывал желания навязывать искусству науку, то он и
не скрывал своего желания нравиться. И он нашел средство осуществить это
стремление. Самая суть его существа заставляла Ренуара с любовью писать
обнаженные фигуры и портреты - он действительно был в них влюблен, а вовсе
не хотел любой ценой приворожить зрителя".
В 1875 году вместе с Сислеем и Бертой Моризо он решил устроить в отеле
Друо продажу с аукциона своих произведений. Наибольшую цену в 300 франков
он получил за картину "Пон Неф". Двадцать полотен едва принесли ему две
тысячи франков.
В эти годы художник создает лучшие свои произведения: "Ложа" (1874), "Обнаженная"
(1876), "Мулен де ла Галетт" (1876), "Завтрак гребцов" (1881), ряд превосходных
портретов артистки Жанны Самари (1877), портрет коллекционера В. Шоке
(1875).
В большой картине "Завтрак гребцов" впервые появилась молодая девушка
Алиса Шарига, ставшая вскоре женой Ренуара. Эта картина принадлежит к
той же категории, что и "Бал в Мулен де ла Галетт" и "Прогулка на лодках
в Шату", написанные два года назад. Сделана еще одна попытка запечатлеть
оживленную людскую толпу в радостной атмосфере, насыщенной солнцем.
В 1879 году на Салоне был выставлен "Портрет мадам Шарпантье с детьми".
Ренуар добился успеха. Кастаньяри пишет: "Портрет мадам Шарпантье с детьми
- одна из самых интересных работ. Палитра необычайно разнообразна. Наблюдательность
художника остра, живописная манера - свободна и стихийна".
Особое влияние на творчество Ренуара оказывают путешествия. В 1879 году,
а затем еще раз в 1882 году он посещает Северную Африку, в 1880 году выезжает
в Гернси, в 1881-1882 годах - в Италию. Ренуар утверждал, что живописи
нужно обучаться в музеях. И действительно, побывав в музеях Лондона, Голландии,
Испании, Германии, художник совершенствует свою технику, сохраняя живописность
с плавными переходами тонов при доминанте зеленоватых и серо-голубых цветов.
Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной.
Он постепенно возвращается к конкретным предметным образам.
Отдав дань праздничным сценам городской жизни, пейзажам и изображению
цветов, Ренуар переходит к обнаженной натуре, где доминирующими цветами
становятся розовый и персиковый. Женские образы Ренуара привлекают своей
красочностью, колоритностью, необычайно живым выражением лиц. Программной
работой художника может считаться картина "Нагая женщина, сидящая на кушетке"
(или "Обнаженная"). На кушетке, обитой розово-зеленой полосатой шелковой
тканью, боком к зрителю, обратив к нему лицо, сидит обнаженная женщина.
Ее полная, немного тяжеловатая фигура, дышащая силой, здоровьем и молодостью,
далека от академических представлений о женской красоте. Ренуар не стремится
к углубленной психологической характеристике, да и сама модель, миловидная
и бездумная, не располагает к этому. Она покоряет нас своей чувственной
красотой, природной грацией движений, заметной в неторопливом повороте
головы, в движении рук, в непринужденности ее позы. Необычной свежестью
веет от ее розового лица с живыми блестящими синими глазами, обрамленными
темным пушком ресниц, от пухлых алых губ. Пышная копна темных волос с
чуть растрепанной челкой на лбу подчеркивает светлый тон ее лица, прозрачность
кожи. Живость модели оттеняется и золотым браслетом на ее руке, и мерцающим
драгоценным камнем в серьге.
И в дальнейшем Ренуар обращался к обнаженной натуре: "Лежащая обнаженная"
(1890), "Купальщица в скалах" (1892), "Спящая" (1897).
В 1885 году у четы Ренуаров появился первенец Пьер. Позднее у них родилось
еще двое сыновей - Жан (1893) и Клод (1901).
"Шедевром этого времени являются "Большие купальщицы" (1885-1887), возвышающиеся
над остальными работами той поры, - пишет М. Готье. - На создание этой
композиции его вдохновил Жирардон. Ренуар видел в Версале его рельеф Нимфы.
Купальщицы Ренуара отнюдь не сказочны, они подлинно человечны, хотя художник
и стремился сделать их идеальными. По его собственным словам, он "барахтался"
с этой картиной размером 1,16 на 1,68 метра более трех лет и считал ее
самой удачной из созданных в зрелые годы. И действительно, картина со
всей отчетливостью выявляет определенное направление в его творчестве.
Позднее Ренуар отказался от этой манеры.
Ренууар был слишком эмоциональной и слишком живой натурой, чтобы подчиняться
жесткой дисциплине. Он покорялся ей, когда это было необходимо, и бежал
от нее, сметая все преграды, всякий раз, когда радость творчества захватывала
его".
"В 1890-е годы и в более позднее время Ренуар создает отдельные удачные
картины, повторяет и свои старые работы, но в целом в его искусстве наблюдается
спад, - отмечает Ю.Г. Шапиро. - Усиливаются субъективные черты, сознательный
отход от натуры и формалистические поиски "красивого". Он часто прибегает
к гиперболизации в передаче форм, к странным и неестественным сочетаниям
красок".
В 1898 году Ренуар покупает сельский дом в Эссуа близ Труа, на родине
жены. Через год первый тяжелый приступ ревматизма заставляет художника
провести зиму на юге. В 1900 году художник переселяется на юг Франции,
в Кань, и живет в своем домике на склоне горы Колетт. Несмотря на мучающий
его артрит, он продолжает рисовать, вновь возвращается к пейзажам, рисует
цветы, пробует заниматься скульптурой. Манера его становится более классической,
и вместе с тем в его картинах сохраняются легкость, воздушность и неповторимый
колорит красок. В 1907 году "Портрет мадам Шарпантье с детьми" был продан
за девяносто одну тысячу франков. В шестьдесят шесть лет художник, наконец,
обрел достаток.
С 1910 года Ренуар мог передвигаться только с помощью костылей. В 1912
году ему отказали руки и ноги. Но он работает кистью, зажатой между двумя
еще подвижными пальцами - указательным и большим. 3 декабря 1919 года
Ренуар умер.
|
|
|