|
|
Ван Вэй. Тайны живописи
Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет природу природы,
он закончит деяние творца. Порой на картине всего лишь в фут пейзаж он
напишет сотнями тысяч верст. Восток, и запад, и север, и юг лежат перед
взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под
кистью.
Когда приступаешь ты к водным просторам, бойся класть плавучие горы. Когда
расположишь ты ветви дорог, свитых не делай, сплошных путей. Хозяину-пику
лучше всего быть высоко торчащим; гости же горы нужно, чтоб мчались к
нему. Там, где сгиб и обхват, поместим, пожалуй, монашеский скит; у дороги,
у вод мы поставим простое жилье. Селу или ферме придай ряд деревьев, составив
их в рощу: их ветки охватывать тело картины должны. Горе иль обрыву дай
водную ленту: пусть брызжет и мчится...
Однако потоку не следует течь как попало. У рта переправы должно быть
лишь тихо и пусто; идущие люди пусть будут редки, в одиночку. Дав мосту-понтону
на лодках плыть, все ж хорошо вздеть его выше. Поставив рыбачий челн человека,
снизить его, скажу, не помешает. Средь скал нависших и опасных круч хорошо
б приютить странное дерево. В местах, где высится стеною кряж, невозможно
никак дорогу прокладывать.
Далекий холм сольется с ликом туч, а горизонт
небес свой свет с водой соединит. В том месте гор, где их замок иль крюк,
проток скорей всего оттуда выводи. Когда ж дорога подошла к утесу, здесь
можно дать навесной мост. Когда на ровном месте высятся хоромы и террасы,
то надо бы как раз, чтоб ряд высоких ив стал против человеческих жилищ;
а в знаменитых горных храмах и молельнях достойно очень дать причудливую
ель, что льнет к домам иль башням.
Картина дали дымкою накрыта, утес глубокий
-- в туче, как в замке. Флажок на виннице пусть высоко висит среди дороги,
а парус странника недурно опустить в начале вод. Далекие горы нужно снижать
и раскладывать; близким же рощам надо скорее дать вынырнуть резко...
Когда
рука пришла к кистям и туши, бывает, что она блуждает и играет в забытьи...
А годы, луны вдаль идут и в вечность, - и кисть пойдет искать неуловимых
тайн. Таинственно-прекрасное прозреть -- не в многословии секрет; но тот,
учиться кто умеет, пусть все ж идет за правилом-законом.
Верх башни храмовой
пусть будет у небес: не следует показывать строений. Как будто есть, как
будто нет; то вверх идет, то вниз бежит... Холмы заросшие, бугры земли
лишь частью приоткроют верх жилища: травою крытый дом и тростниковый павильон
тихонько выдвигают жердь и шест. Гора поделена на восемь граней, а камень
виден с трех сторон.
Когда рисуешь беззаботность туч, то не давай клубиться
им грибом узорным чжи. Фигуры пусть не больше дюйма с небольшим, а сосны
сун и туи бо пусть выйдут фута на два ввысь. Когда рисуешь ты в пейзаже
горы-воды, то мысль твоя лежит за кистью впереди... Гора в сажень, деревья
ж в фут, дюйм для коней и доли для людей. Далекие фигуры все без ртов,
далекие деревья без ветвей. Далекие вершины без камней: они, как брови,
тонки-неясны. Далекие теченья без волны: они -- в высотах, с тучами равны.
Такое в этом откровенье!
Талия горная тучей закрыта; стены скалы прикрыты
потоком; башня-терраса прикрыты деревьями; путь же проезжий застлан людьми.
На камень смотрят с трех сторон, в дорогу смотрят с двух концов; гляди
в деревья по верхам, смотри в воде ступню ветров. Вот таковы законы!
Когда
изображаешь горы-воды, рисуй холмы хоть ровным-ровные, но с острою вершиной;
рисуй вершины острым-острые, но в связной цепи; рисуй скалу с отверстием
пещеры и стену острую отвеса; рисуй повисшие в пустотах глыбы и круглые,
как шар, холмы. Река -- дорога вдаль, прошедшая везде; когда же две горы
сожмут дорогу, то называй ущельем это. А если две горы сожмут реку, потоком
это именуем. То, что похоже на гряду, но выше, называй хребтом; а то,
что ровно тянется, куда бы ни хватал твой взор, то именуем нагорьем. И
если кое-как на это обратить вниманье, то вот и общее подобие пейзажа!
Кто смотрит на картину, тот стремится видеть прежде всего дух. Затем уж
различает он, где чисто, где мазки. Реши, что гость и что хозяин: кто
примет и с поклоном кто придет. Расположи в величественный ряд толпу вершин;
коль много их -- то хаос, беспорядок; коль мало -- вяло, простовато. Не
надо их ни много и ни мало... Лишь различи, что дальше и что ближе. Далекие
горы не могут с ближайшими слиться горами. Далекие воды не могут с ближайшею
слиться водой. Где в талии горы прикрыт обхват, поставь туда строения
храмовые; где берега реки -- обрыв, а дальше -- насыпь и плотина, клади,
пожалуй, маленький мосток. Где нет дороги, там пусть рощи и леса; где
берег прерван -- древний переезд; где воды прерваны -- в тумане дерева;
где воды разлились -- помчались паруса; а в тайнике лесов -- жилище человека.
Перед обрывом -- древние деревья: их корни рваные свились узлом лиан;
перед потоком -- каменные глыбы: узор причудливый, следы воды на нем.
Когда рисуются деревья чащ лесных, далекие редки и ровны, а близкие часты
и высоки. Коль есть на них листва, то ветвь нежна, мягка; коль листьев
нет, - упруга и сильна. Кора сосны -- что чешуя; у туи ж белой взмотан
ею ствол. Коль на земле растет, то корень длинный, ствол прямой; на камне
ж -- скрючена в кулак и одинока.
В деревьях древних множество частей:
мертвы они наполовину; в холодной роще спряталась пичужка; ей холодно,
уныло-сиротливо. Коль идет дождь -- не различишь ни неба, ни земли; не
знаешь, где здесь запад и восток. Коль нет дождя, но ветер -- только знай
гляди за ветвями дерев. Коль ветра нет, но дождь -- верхи дерев под тяжестью
согнулись. Прохожий встал под зонт, рыбак надел рогожу... Приходит дождь
-- подобрались и тучи; а небо -- синяя лазурь... Когда ж слегка туман
и сеется тихонько мгла -- гора усилит яшмовую сочность и солнце близится
к косым отсветам...
В природе ранней тысячи вершин хотят заутреть; дымка
и туман тонки, неуловимы; мутна-мутна остатняя луна, и вид ее -- сплошное
помраченье. А вечером смотри: гора глотает красное светило, и свернут
парус над речною мелью. Спешат идущие своей дорогой, и двери бедняка уже
полуприкрыты. Весной: туман -- замок, а дымка -- что покров. Далеко дымка
тянет белизну... Вода -- что выкрашена ланем1,
а цвет горы чем дале, тем синей.
Картина летом: древние деревья кроют
небо, зеленая вода без волн; а водопад висит, прорвавши тучи; и здесь,
у ближних вод, - укромный, тихий дом. Осенний вид: подобно небо цвету
вод; уединенный лес густым-густеет. В воде осенней лебеди и гуси; и птицы
в камышах, на отмелях песчаных...
Зимой, смотри; земля взята под снег.
Вот дровосек идет с вязанкой на спине. Рыбачий челн пристал у берегов...
Вода мелка, ровнехонек песок. Коль ты рисуешь горы-воды вместе, ты должен
рисовать по сменам этим. Теперь, коль скажем так: "Утесы-этажи в замке
тумана"; иль так: "В Чуские горы тучи уходят"; иль так еще: "Осеннее небо
утром очистилось"; иль так: "У древней могилы рухнувший памятник"; иль
так еще: "Дунтин (озеро) в весенней красе"; иль так: "Дорога заглохшая,
я заблудился", - то все такого рода выраженья мы именуем подписью к картине.
Вершины гор нельзя в одном шаблоне дать; верхушки дерева нельзя давать
в одной манере. Одеждою гора себе берет деревья, а гору дерево берет себе,
как кость. Нельзя давать деревья без числа: важнее показать, как стройны,
милы горы. Нельзя нарисовать и горы кое-как: а надо выявить здоровый рост
дерев. Картину, где подобное возможно, я назову пейзажем знаменитым.
Примечания
1 Лань - индиго
Перевод В. М. Алексеева |
|
|
|