На вершине
В галерею Эдгара Дега>>  
     
Мультфильмы
Природа
Предметы
Первоисточники
Слоганы
Абстрактные
Графика-бу
Графика-му
Графика-кря
Графика-хря
Неподвижные
Движущиеся
Открытки
Ирак
Эскизы
Комментарии
Фольклор

Эдгар Жермен Илер Дега

Эдгар Илэр Жермен де Га родился 19 июля 1834 года в Париже в семье банкира. Став художником, Эдгар в 1870 году решил соединить свою дворянскую приставку "де" с фамилией Га. Отец, Август де Га, в молодости попал в столицу Франции и организовал здесь филиал неаполитанского торгового дома. Познакомившись в Париже с французской креолкой Селестиной Мюссон, он вскоре женится на ней.

Будучи старшим сыном, Эдгар должен был пойти по стопам отца. Поэтому, окончив лицей Людовика Великого (1845-1852), он поступает в 1853 году на факультет права Парижского университета. Однако благодаря своему упорству добивается разрешения отца обучаться живописи.

Оставив юриспруденцию, Эдгар близко сошелся с одним из учеников Делакруа - Эваристом де Валери. Некоторое время он занимается в мастерской Барриаса, а в 1854 году начинает обучение у Луи Ламотта, художника школы Энгра. В 1855 году Эдгар поступает в Школу изящных искусств. Тогда же он пишет одну из первых картин - "Рене де Га с чернильницей". Большое значение имела для Дега встреча с Энгром. В его памяти навсегда остался совет, данный мастером: "Рисуйте линиями по памяти или с натуры, и как можно больше".

В 1856 году Дега уезжает к родственникам в Италию, где посещает Флоренцию, Рим, Неаполь. Он изучает картины мастеров Возрождения, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и других художников, делает зарисовки натурщиков. Появляются его первые работы - "Портрет г-жи Морбилли, сестры художника", "Нищенка". Особенно часто в это время художник пишет автопортреты.

По возвращении на родину Дега открывает в 1859 году в Париже мастерскую. В своем дневнике он набрасывает программу действий: "Претворять академические штудии в этюды, запечатлевающие современные чувства. Рисовать любые предметы обихода, неразрывно связанные с жизнью современных людей, мужчин или женщин: например, только что снятые корсеты, еще сохраняющие форму тела, и т.д.".

Безусловно, лучшее произведение раннего Дега - великолепный "Портрет Семьи Беллелли" (около 1860). "У Дега фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах, - пишет Э. Хюттингер. - Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Черный цвет ее платья - траур по умершему в 1862 году молодым сыну Джованни - создает впечатление благородства и замкнутости. Маленькая Джулия сидит на краешке стула, левая нога скрыта - прием мастера, которым он передает спонтанную непосредственность, что для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни".

Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: "Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей" (1860), "Семирамида закладывает город" (1861), "Александр и Буцефал" (1861-1862), "Дочь Иеффая" (1859-1860), "Эпизод средневековой войны" (Бедствия Орлеана) (1865). Картины - темные по колориту, суховаты по форме.

В дальнейшем Дега обращается к сценам современной жизни. Появляются многочисленные изображения скачек, гладильщиц и т.д. Всего несколько штрихов порой достаточно художнику, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: "Стиппльчез" (1866), "Жокеи перед трибунами" (ок. 1869-1872), "Скачки в провинции" (ок. 1870-1872), "Молодой жокей" (ок. 1866-1868).

Во время франко-прусской войны, когда Дега хотел вступить в пехотную часть, обнаружилось, что один глаз у него плохо видит. Он был зачислен в артиллерию и после окончания войны уехал в поместье друзей. Там он находился и во время Коммуны. Большие революционные события, потрясшие Париж и всю Европу, не нашли отражения в его искусстве. Это равнодушие к социальным проблемам, ограниченность интересов характерны были для всего творчества Дега".

Осенью 1872 года вместе с братом художник отправляется через океан в США. Посетив своих родственников в Новом Орлеане, Дега пишет картину "Контора по приему хлопка в Новом Орлеане", вызвавшую естественной жизненностью и общей правдивостью своего решения восхищение Э. Гонкура.

В 1861 году Дега знакомится с Эдуардом Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов - Моне, Ренуара, Сислея и других. Хотя Дега всегда считался независимым художником, он присоединяется к импрессионистам и выставляется на их выставках, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886), хотя не все принимает в их методах работы.

В центре внимания художника не пейзаж, а жизнь современного города. В таких картинах, как "Абсент" (ок. 1876), ему замечательным образом удалось - через выражение лиц и позы персонажей, а также композиционными средствами - выразить одиночество и отчужденность людей в большом городе.

Первые из знаменитых изображений танцовщиц и театральных сцен Дега появились в 1867 году. "Это фойе балетной школы, где на фоне освещенного окна фантастическими силуэтами вырисовываются ноги танцовщиц, сходящих по маленькой лесенке, и ярко-красные пятна ткани среди всех этих белых раздувающихся облаков, и забавная фигура учителя танцев. И прямо перед нами, схваченные на месте, грациозные, извивающиеся движения и жесты маленьких девушек-обезьянок. Художник показывал нам картины, время от времени подкрепляя свои объяснения движениями, имитируя то, что на языке балета называется арабеск, - и в самом деле очень забавно видеть его, показывающим балетные движения, соединяющего с эстетикой учителя танцев эстетику художника", - писал Э. Гонкур.

Дега заинтересовался балетом, его притягивают танцовщицы. Художник показывает только уголки театра: части сцены, фойе или уборной, но даже там, где у Дега всего лишь две или одна танцовщица, легко читается целое, чувствуются все характерные грани балета: "Урок танца" (1874), "Репетиция (1874), "Звезда" (ок. 1876), "Танцовщицы за кулисами" (1880), "Танцовщицы", (1883), "Балетный класс" (1891), "Голубые танцовщицы" (ок. 1897-1899). Однажды, отвечая на вопрос, почему он любит писать балет, Дега пробурчал: "Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне предлогом писать красивые ткани и передавать движения". Дега работает в самой разной технике, он пробует пастель и гравюру и даже ищет себя в скульптуре.

До 1874 года Дега не имел проблем с деньгами. Однако после смерти отца художника выяснилось, что дела банка де Га находятся в незавидном положении. Эдгар отказывается от значительной части своего состояния, чтобы спасти братьев от банкротства; в результате оказывается в затруднительном материальном положении и вынужден сосредоточиться на живописи, пользующейся спросом, расписывает веера.

Художник, особенно начиная с восьмидесятых годов, часто пишет обнаженную натуру: "Женщина, выходящая из ванной" (1883), "Купанье" (1886), "Ванна" (1886), "Женщина в ванной" (1895-1900). Дега мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: "После ванны" (ок. 1883); "Перед сном" (ок. 1883); "Причесывающаяся" (ок. 1887-1890). Дега тонкий колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Картины его кажутся случайно выхваченными из потока жизни сценами, но "случайность" эта - плод продуманной композиции, где срезанный фрагмент фигуры, здания подчеркивает непосредственность впечатления.

В 1886 году на последней выставке импрессионистов Дега представил пять картин и десять пастелей из "Серии обнаженных женщин, купающихся, моющихся, обсыхающих, вытирающихся и причесывающихся".

Последняя выставка, на которой Дега показал публике свои работы, была открыта в 1892 году. После этого двадцать пять лет, до самой своей кончины, мастер ни разу не выставлял свои полотна и скульптуры. Одной из причин этого было резко ухудшившееся зрение. Дега живет в это время очень замкнуто.

Последние годы Дега обратился к скульптуре, оставив ряд прекрасных произведений, посвященных любимым и хорошо знакомым темам: "Большая арабеска" (ок.1882-1895), "Танцовщица" (ок. 1896-1911).

Умер Дега 27 сентября 1917 года.
 
© 2003-2020 Иван Шевченко